К 22 годам Дамели Бозжанова успешно окончила два учебных заведения Великобритании, поступила на стажировку в крупную международную компанию и придумала собственный стартап. Для журнала «Обучение за рубежом» она рассказала, как это все происходило.
Школьная пора
– Дамели, давайте начнем с ваших школьных лет. Где вы учились?
⠀
– В Казахстане я училась в разных школах. Начальные классы – в Международном колледже непрерывного образования (МКНО) в Астане (сейчас Нур-Султан), потом мы переехали в Алматы, где я продолжила учебу в МКНО, после чего один год отучилась в Школе предпринимателей. Последние два года я провела в Международной школе «Мирас» в Астане, куда мы вернулись с семьей, а после окончания 10-го класса уехала учиться в Великобританию.
⠀ – Что вам дали казахстанские школы для поступления и учебы за рубежом?
⠀
– Наши школы дали мне сильную математическую и языковую базу. Например, МКНО с начальных классов отправляет учеников в языковые лагеря за границу, и примерно с 10 лет я почти каждое лето ездила на месяц в Великобританию, что очень сильно повлияло на мой уровень владения английским.
⠀ – Вы сразу хотели учиться за границей?
⠀
– Нет. В 9-м и 10-м классе я была уверена, что хочу стать юристом и буду учиться в Казахстане, уже выбрала университет, сделала проект по праву на основе казахстанского законодательства. Но потом папа посоветовал мне получать высшее образование в другой стране, и я к нему прислушалась.
⠀ – Первой вашей остановкой на пути получения зарубежного образования стал Cardiff Six Form College (CSFC). Почему именно он? Кто-то помогал с выбором?
⠀
– Несколько колледжей мне рекомендовали в образовательном центре M&K, окончательный выбор помог сделать папа. В 10-м классе я начала собирать документы и подавать заявления. Мы отправили документы в три колледжа: CSFC, Concord College и Queen Elizabeth Six Form College (QE). В Concord меня не взяли, потому что у них была очередь на два года вперед. QE взяли сразу после тестов, их ответ я получила первым. Но я не давала подтверждение в QE, так как ждала ответа от CSFC, потому что хотела именно туда. Получив положительный ответ от CSFC, я выбрала его.
– Расскажите, пожалуйста, о процессе поступления в CSFC.
– Вначале я отправила документы согласно требованиям приемной комиссии. В первую очередь – вступительное эссе о том, почему я хочу учиться у них, почему им стоит меня принять, писала о своих достижениях и о проекте по праву, с которым я заняла второе место на республиканском конкурсе. Также я предоставляла школьные оценки за последние пару лет и сертификат IELTS. Позднее колледж прислал тесты по математике, а завершающим этапом было интервью с их представителем через Skype. В итоге в 2014-м после окончания 10-го класса в Казахстане я поступила в CSFC.
– Что оказалось самым сложным при поступлении в колледж?
– Наверное, самым сложным психологически для меня был тест, потому что при написании эссе и прохождении собеседования ты не знаешь, чего конкретно от тебя ожидает приемная комиссия, «правильных» вариантов много, и ты пишешь и говоришь от души, как есть, в меру своих возможностей. А вот проходя тест, ты точно знаешь, что там уже заложено единственно верное решение, и к ним нужно основательно готовиться, чтобы выбрать правильные ответы.
– Занимались ли вы дополнительно, чтобы сдать вступительные экзамены?
– Да, для сдачи IELTS я год занималась в образовательном центре M&K. Тогда для поступления необходимо было набрать 6,5 балла, что я и сделала с первой попытки.
Увлекательный предмет⠀
– Как проходила учеба в CSFC?⠀
– В CSFC я училась два года. Нужно было определить четыре предмета по специальности, которую я планировала выбрать в будущем для изучения в университете. Так как я уже знала, что далека, скажем, от физики, выбрала экономику, математику, высшую математику и политику, правда, на втором году обучения от политики отказалась. Больший упор я делала на экономику, потому что в математике была достаточно сильна благодаря казахстанским школам. При изучении экономики на первых порах у меня были сложности с языком из-за большого количества новой и сложной терминологии, а ведь нам приходилось писать множество эссе и изучать внушительные объемы специализированной литературы. Поэтому первый год я большую часть времени посвящала экономике, а на втором году львиную долю времени и внимания пришлось делить между экономикой и высшей математикой.
– Где вы жили и как складывались отношения с окружающими? Не испытывали ли вы какой-то предвзятости из-за того, что вы не англичанка?
– Я жила в общежитии, оно одно для всех студентов колледжа. Отношения с преподавателями и одногруппниками складывались теплые, плюс там были ребята из Казахстана, с несколькими нашими девочками я жила на одном этаже, так и сдружились. Вообще, подавляющая часть студентов CSFC – иностранцы, причем многие из Китая и Юго-Восточной Азии, так что ни о какой предвзятости или дискриминации и речи не было.
– Что оказалось самым полезным для вас в учебе в CSFC?
– В то время директрисой CSFC была Ясмин Сарвар, которая очень сильно повлияла на студентов и на колледж в целом. Она лично занималась с каждым учеником, изучала его успехи, развивала программы участия в волонтерской деятельности, учила искать практику и помогала, если мы с этим не справлялись. Все это поспособствовало поступлению в университеты.
– Запомнился ли вам особенно кто-то из преподавателей CSFC?
– У нас были чудесные учителя. Наверное, больше всех мне запомнился учитель экономики мистер Боган, он был моим самым любимым учителем. Именно он привил интерес и желание связать свою жизнь с этой сферой. Видимо, благодаря тому что мистер Боган мог увлечь студентов своим предметом, экономика давалась мне лучше всего. Конечно, там очень сильные преподаватели математики. Однозначно образование, которое дает CSFC, находится на таком высоком уровне за счет преподавательского состава.
Фундамент для будущего
– Как вы поступали в Лондонскую школу экономики (LSE)?
– В LSE я поступила по программе UCAS (Universities and Colleges Admissions Service, централизованная система подачи заявок на поступление в вузы Великобритании). Выбираешь пять университетов, затем пишешь одно общее эссе о предмете, который хочешь изучать, и о причинах его выбора, почему именно тебя стоит зачислить в ряды студентов и т. д. Вместе с оценками за первый год колледжа эссе отправляется во все пять университетов, и ты ждешь. Бывает, что университеты высылают дополнительные вопросы или тесты, чтобы принять решение. Если не ошибаюсь, в январе 2016 года LSE выслали мне так называемое условное предложение. Условием зачисления было показать оценки не ниже определенного уровня по результатам второго года обучения в колледже. Потом в августе я получила итоговые оценки за учебу в колледже и уже знала, что в сентябре я иду в университет.
– Без экзаменов?
– Да, вступительных экзаменов не было.
– В университете вы выбрали факультет менеджмента. Почему?
– С набором предметов, которые я изучала в колледже, я могла пойти и в финансы, и в экономику, и в международные отношения, то есть практически куда угодно. Но менеджмент – это дисциплина, которая охватывает все понемногу: маркетинг, финансы, экономику, статистику и многое другое, то есть все то, что может быть мне полезно как в развитии собственного бизнеса, так и в поисках работы и построении карьеры в корпоративной среде. Я посчитала, что это был бы хороший фундамент для того, чем я захочу заниматься в будущем.
– Как проходило обучение в LSE?
– Интенсивно. Материала для изучения было много, и он был довольно сложным. Я очень много времени проводила в библиотеке, но при этом получалось и заниматься волонтерством, и участвовать в кружках. Хотелось бы отметить, что в LSE есть всевозможные группы поддержки студентов и так называемые офисные часы, где можно дополнительно разобрать непонятные моменты по предметам, что было очень полезно.
– А если говорить о структуре самого учебного процесса – что он собой представляет?
– В LSE я училась три года. В году два семестра, каждый по полгода. По некоторым предметам экзамены сдаются зимой, но они «закрывают» только часть предмета, а финальные экзамены обычно проходят летом. Некоторые предметы изучаются весь год (full module), другие только один семестр (half module).
– Какие предметы вы изучали?
– Основными предметами, установленными университетом, были математика, экономика, статистика, эконометрика, основы бухучета, маркетинг, стратегия и организационное поведение. В качестве факультативных я выбрала: корпоративные финансы, оценку, развивающиеся рынки, статистический анализ.
– Что было особенно сложно?
– Основная сложность для меня состояла в том, что ты многое изучаешь самостоятельно, и в течение года нет почти никаких проверок усвоения материала, и ты не понимаешь, насколько хорошо ты понял и запомнил пройденное. По моей программе экзамены проходили в основном в конце учебного года, а это означало, что летом ты снова садишься и вспоминаешь, что изучал в первом семестре, который был еще осенью прошлого года.
– Во время учебы в LSE вы занимались какой-то волонтерской деятельностью или состояли в кружках и клубах?
– Да, я была волонтером в посольстве, помогала с проведением мероприятий: встречала гостей, раздавала флаеры и все в этом роде. А на втором году учебы я присоединилась к кружку, изучающему развивающиеся рынки, вначале как член маркетинговой команды, затем, на третьем году обучения, я стала его президентом. Мы, к примеру, проводили двухдневную конференцию на тему развивающихся рынков, куда, купив билет, мог прийти любой желающий. Конференцию мы организовывали полностью самостоятельно: составляли программу, договаривались с отелем в районе Ковент-Гардена о предоставлении площадки, приглашали спикеров, искали спонсоров, все от начала и до конца.
– Проходили ли вы практику во время учебы в университете?
– Конечно. Практику я проходила в Казахстане, первый год в Boston Consulting Group, где помогала консультантам работать с каким-то определенным кейсом, а второй год – в Price Waterhouse Coopers в отделе консалтинга.
– Сегодня вы являетесь обладателем степени бакалавра (Bachelor of Science). Планируете ли вы продолжать образование, например поступать в магистратуру?
– Да, но не сейчас. После окончания университета, я думаю, мне нужно набраться опыта работы, понять, в какую сферу я хочу двигаться, потому что сейчас я это еще не до конца понимаю. Когда уже буду точно знать, куда лежит мой путь, буду выбирать университет и соответствующие предметы.
Опыт для стартапа
– Вы уже сейчас работаете над собственным стартапом. Расскажите подробнее.
– Про стартап, к сожалению, я могу рассказать совсем немного. Мы с подругой приняли участие в конкурсе от LSE под названием LSE Generate, где можно представить свою бизнес-идею и получить рабочую визу на два года в Великобритании и финансирование для воплощения этой идеи. В 2019 году в LSE Generate приняли участие более 100 человек. В конкурсе несколько этапов: вначале описываешь бизнес-модель, затем делаешь презентацию, и последний этап – интервью, после чего и решается судьба разыгрываемых виз (в том году их было 20, если не ошибаюсь). Мы, к примеру, недавно получили одобрение рабочей визы. Следующий шаг – презентация перед потенциальными инвесторами, то есть борьба за реальные деньги.
– Неужели все так строго? Это условие конкурса – не распространяться о своем проекте или вы сами пока не хотите опережать события?
– Дело в том, что наш стартап, по сути, еще находится на стадии идеи. У нас нет еще никаких, даже минимальных инвестиций, нет команды, поэтому, пока мы не получим хотя бы какие-то первые вложения, рассказывать о нем не хотелось бы.
– Хотя бы в общих чертах.
– Это будет приложение скорее социального, нежели коммерческого характера, связанное со здоровьем.
– Вы хотите выстраивать свой бизнес или все же работать внутри уже существующей компании?
– На начальном этапе мне кажется логичным попробовать себя внутри уже работающей компании, чтобы набраться опыта. Поэтому я собираюсь на какое-то время переехать в Москву, где буду проходить стажировку в отделе стратегий крупной французской компании Publicis, которая занимается коммуникациями, маркетингом, рекламой и PR. Заниматься я буду разработкой стратегий, к примеру анализом целевой аудитории для нового продукта клиента, который тот собирается выводить на рынок, формированием стратегии того, как лучше преподнести и продать этот продукт, как сделать его узнаваемым и т. д.