Блог образовательного центра M&K

Покорить Америку

Как поступить в хорошую американскую школу? Что делает ребенка привлекательным претендентом для приемной комиссии? А главное, как сделать так, чтобы дети смогли извлечь максимум из своего образования уже после поступления?


На эти вопросы есть много ответов, но ни один нельзя определить как универсальный. Воспитание – это не точная наука, правильных методов столько же, сколько детей на свете. Именно эту аксиому взяла на вооружение алматинка Жания Курманова. Во главу угла она поставила воспитание индивидуальности своих детей и отказалась от классических методов «конвейерного» поступления, отдавая предпочтение созданию сильной личностной базы. Результат – сыновья, Нурали и Тореали, стали выпускниками элитных американских школ, поступившими в топовые исследовательские университеты. Нурали, которому сейчас 23 года, окончил The Hotchkiss School в 2015 году и пошел в Университет Южной Калифорнии (University of Southern California, USC). А Тореали (ему 21 год) – St. George's School в 2016 году и продолжил образование в Техасском университете в Остине (The University of Texas at Austin). Оба выбрали факультеты инженерии. 

База с пеленок



Задолго до того как Жания Курманова могла даже предположить о том, что ее дети будут поступать в иностранные школы, ее заботы заключались в том, чтобы уложить двух весьма непоседливых сыновей спать. Собирая их вокруг себя в спальне, она обнаружила, что самым эффективным способом является чтение книг вслух. Каждую ночь мальчики садились слушать маму и, как по часам, спустя пару глав уже лежали с закрытыми глазами. Годы шли, а вечерняя традиция оставалась неизменной. Детские рассказы вскоре стали детям неинтересны, и Жания взялась за классику. Приключенческие рассказы Жюля Верна и Александра Дюма захватывали воображение мальчиков, и, когда они больше не могли терпеть до вечера, чтобы узнать, чем же закончится книга, дочитывали ее сами в свободное время. Так у мальчиков сформировалась любовь к чтению, которая помогла Нурали и Тореали стать подкованными в самых различных темах. На этом примере хорошо виден основной принцип воспитания Курмановых: направить детей в правильное русло, а затем дать им самим плыть по течению. Но не стоить путать это с отсутствием дисциплины. 
Играть в шахматы мальчиков научил их дедушка еще до того, как те пошли в школу. Но на протяжении следующего десятка лет с ними регулярно занимался тренер, который помог им выполнить несколько разрядов и выступать на республиканских соревнованиях. Смыслом было развить когнитивные способности детей. Родители и не думали, что спустя годы оба мальчика вступят в клубы по шахматам в американских школах, Тореали даже стал президентом клуба, обыграв всех других желающих занять это место. 
Похожим образом получилось и с плаванием. После достижения 10-летнего возраста Нурали и Тореали отвели к заслуженному тренеру, которая вела юношескую сборную Казахстана по плаванию. «Мы не хотели делать из них профессиональных спортсменов, но получилось так, что им заложили хорошую базу», – отмечает мама. Как известно, американская школа плавания одна из самых сильных в мире, но годы тренировок в Алматы не прошли даром, и братьев взяли в основные школьные команды по плаванию, а в выпускном классе Нурали даже стал капитаном школьной сборной. 

Главные ценности



В семье Курмановых всегда точно определяли цели, которые стояли перед детьми. В школе целью было получение новых знаний и в то же время поиск собственного я через занятия спортом и образование в разных сферах. 
При более близком знакомстве с семьей Курмановых понимаешь, что действительно не существует конкретных советов, как подготовить детей к поступлению в престижные американские школы и вузы. Речь скорее идет о ценностях и хороших привычках, которые важно прививать детям. 
Оценки за успеваемость никогда не являлись конечной целью. За плохие отметки не ругали и в определенных ситуациях отстаивали права мальчиков быть самими собой. «Собственное мнение у детей мы всегда очень поощряли, – рассказывает Жания Курманова. – Была у нас история такая, показательная, когда в младших классах писали сочинение на тему Рикки-Тикки-Тави. Помните? И Нурали, любящий животных, мечтавший стать зоологом или лесником, написал, что нельзя однозначно осуждать кобр, которые защищали свое потомство. Но учитель, знаете, такой старой закалки поставила ему двойку, потому что решила, что материал не был усвоен должным образом». 
Похожая история у Нурали была на уроках живописи, где ему занизили оценку за вольное изображение вазы. А в случае с Тореали учитель английского и вовсе заявила, что у ребенка нет способностей. «Если вы не можете научить моего ребенка, это не значит, что он не будет знать языка», – сказала тогда мама. И была права. 
Пока мальчики учились, Курмановы не боялись менять школы в Алматы, хотя понимали, что идеальных не бывает. Поэтому были и международная школа-лицей «Достар», и школа-лицей №48, и Haileybury Almaty, и AIS. Родители искали баланс между качеством образования и форматом, уходя из школ, где поощрялись панибратские отношения между учителями и учащимися. 
Уроков с детьми ни папа, ни мама не делали. У обоих мальчиков были способности к математике и физике. Чтобы усилить знания детей, нанимали репетиторов. Параллельно платили за уроки живописи и музыки (Нурали играл на ударных, а Тореали выбрал гитару). 
«Что бы ни происходило, репетиторы всегда оплачивались в первую очередь, – говорит Жания. – Если хороший педагог поднимал оплату за свою работу, мы готовы были платить, потому что я считаю, что педагогический труд – самый тяжелый и он должен соответственно оплачиваться. И я никогда не уходила от преподавателя из-за повышения стоимости его услуг». 
Например, к тренеру по шахматам, к которому 10 лет назад ходили сыновья Курмановых, теперь ходит младшая дочь. Эмоциональная привязанность детей к педагогам, по словам мамы, важна. Очень часто преподаватели, от которых они отказывались, были людьми, с которыми дети не находили общего языка. 
При всем рвении детей к отъезду за границу на учебу родители всегда четко знали, что ни одно учебное учреждение не сможет сделать из их сыновей личностей лучше, чем их собственная семья. 
В 2005–2008 годах казахстанские родители, у которых появлялись финансовые возможности, старались отправлять 12–13-летних детей в частные пансионаты за границу. Был такой тренд. И Нурали с Тореали, глядя, как сверстники уезжают, тоже говорили об этом дома. Но строгий папа сказал: «Наши дети должны расти рядом с нами, сформироваться рядом с нами, думать с нами на одном языке». Правда, пообещал, что после 16 лет все же можно будет попробовать. 
«Мы с мужем, как два индейца, и дети всегда с нами, – вспоминает с улыбкой Жания. – Очень много времени проводили вместе. Все отпуска с семьей, выбор между отдыхом с друзьями всегда был в пользу семьи, это было наше время, когда мы много говорили. Есть еще семейная традиция – за столом никаких телефонов. Сидим и говорим. Это всегда ценно и важно было. Муж очень много с детьми говорил, и у нас вообще не было никакого «подросткового периода», это как-то мимо нас прошло». 
В конце концов, когда дети наконец решили уехать, их отправляли готовыми личностями со сформированным мировоззрением, которые входили в новую среду и выжимали максимум из предоставленных возможностей, а не позволяли этим возможностям формировать их. Этот внутренний стержень не остался незамеченным. 

Школа нашла ученика



Нурали и Тореали Курмановы гарантировали себе будущее в ведущих американских вузах, когда прошли серьезный отбор в Hotchkiss School и St. George's School – 100 % выпускников школ такого рода получают блестящее высшее образование и поступают в ведущие вузы США. В случае с семьей Курмановых не они искали школы в Америке – школы, можно сказать, сами их нашли. 
В 2013 году родители отправили Нурали и Тореали в летний лагерь на территории университета Wesleyan по подготовке к поступлению в американские школы. На тот момент ни братья, ни их родители не имели четкого представления о том, что такое американские школы и хотят ли они там учиться. Подростки из Казахстана своими знаниями и культурой произвели такое впечатление на директора этого лагеря, что он по собственной инициативе решил устроить собеседования братьям в топовых школах на Восточном побережье США. Многие из школ, которые посетили Курмановы, выразили заинтересованность в поступлении мальчиков. Одна из них, St. Mark's, даже предложила принять их к себе без вступительных экзаменов. Но родители посчитали такой отъезд преждевременным. 
В течение следующего года мальчиков интенсивно готовили к поступлению. Каждый день после школы они проводили по три часа с репетиторами, готовясь к сдаче экзаменов по написанию эссе: родители не хотели ничего оставлять на волю случая. Спустя год усилия дали свои плоды. Нурали не только успешно прошел собеседование в Hotchkiss School, он сделал это, поступая на самый сложный, третий, год обучения в high school. Дело в том, что американская high school включает себя четыре года обучения – с 9-го по 12-й класс. Детей набирают в 9-м и 10-м классах; на третий год обучения в 11-й класс берут только в порядке исключения, в 12-й вообще не принимают новых учеников. Нурали и мальчик из сборной США по лякроссу, который к тому времени уже обеспечил себе за счет спортивных успехов поступление в Гарвард, и стали исключениями. Нурали, к слову, стал первым учеником, кто поступил сюда из Казахстана. 
Когда стало известно, что их старший сын принят в Hotchkiss School, родители не сразу оценили масштаб успеха, пока вживую не увидели школу и не познакомились с ее историей. Hotchkiss School – это школа-пансион, открытая в 1891 году для подготовки к поступлению в Yale University. Сейчас это одна из сильнейших школ Америки, где обучаются будущие бизнес-лидеры и политики. В распоряжении студентов Hotchkiss School современные учебные кампусы и резиденции для проживания, яхт-клуб на озере, поле для гольфа, собственная радиостанция, спортивный центр, и это лишь малая часть инфраструктуры школы, раскинувшейся на 320 га (прогулки по школьному лесу – небольшой бонус от прочего). 
В 2014 году вслед за старшим братом в США поехал Тореали. В 16-летнем возрасте он прошел конкурс в St. George's School, Newport, история которой начинается с 1896-го. Американские СМИ пишут, что школа, где до 70-х годов прошлого века принимали только мальчиков, была основана «белой американской элитой для воспроизводства самой себя». С тех пор в правилах приема учеников многое изменилось, но школа все так же в числе престижных. Здесь учатся дети магнатов, президентов, именитых актеров. Однако Тореали Курманов не только не отстает от сверстников, у него, как и у старшего брата, блестящая успеваемость. Он стал одним из старост своего класса всего через год после поступления. Также он стал первым казахстанским выпускником школы.
Высшее образование Среднее образование Истории успеха Жизнь за рубежом
Made on
Tilda