Блог образовательного центра M&K

Халява или адский труд?

Предвкушение взрослой самостоятельной жизни, да еще и в чужой стране, захватывает сердца и умы счастливых первокурсников. Но будет ли она такой, какой ожидают ее видеть вчерашние школьники? Постараемся разобраться.

К учебе готов!

А вы уверены в этом? Дело в том, что методики преподавания в иностранных вузах во многом отличаются от практикуемых в нашей стране. Учебные часы в наших краях зачастую ограничены набором лекций и семинаров, тогда как за границей большое внимание уделяется практическим и исследовательским занятиям, а также занятиям в небольших – буквально пара-тройка человек – группах.

Одна из самых распространенных форм проведения занятий за границей – работа в группах. Помимо изучения самого предмета, эта методика учит студентов взаимодействовать друг с другом, правильно организовывать процесс работы для достижения наилучшего результата, определять собственную роль и проявлять себя среди других людей.

Лекции тоже проходят в довольно непривычном формате. Дискуссия, инициированная преподавателем посреди лекции, – обычное дело. И поучаствовать в ней – значит проявить себя. В такой обстановке уже тихонь- ко не посидишь в Instagram, пока профессор монотонно читает лекцию. А бывает так, что лектор, отстаивающий одни взгляды, вдруг требует от студентов использовать в качестве учебного пособия труды своего принципиального научного оппонента. С какой целью? Развивать критическое мышление и не полагаться вслепую на авторитеты – очень полезные навыки.

И швец, и жнец!

Прилежный студент-отличник в нашем понимании – это тот, кто вовремя выполняет домашние задания, не пропускает лекции и старательно зубрит конспекты. Однако зарубежные учебные заведения значительный упор делают на навыки, которые кажутся далекими от академических. К примеру, студенты «из наших» могут с удивлением узнать, что выучить лекционный материал недостаточно, чтобы получить хорошую оценку. Инициативность и способность к самостоятельным изысканиям – вот то, чего ждут от своих учеников профессора в заморских вузах.

Навыки подготовки презентаций и докладов – норма студенческой жизни. Помимо того что ваш доклад должен быть правильным с научной точки зрения, вам необходимо будет представить его своим сокурсникам по всем правилам ораторского искусства – с выражением и правильно расставленными акцентами, жестикуляцией и интересными наглядными материалами (в некоторых учебных заведениях существуют курсы ораторов и сценического мастерства, где молодые люди могут получить навыки публичных выступлений). И дело не закончится выступлением, даже если презентацию вы провели блестяще; будьте готовы к тому, что на вас посыплется шквал вопросов и критических замечаний, провоцирующих бурную дискуссию.

Обилие устных презентаций – не единственная неожиданность, подстерегающая наших студентов за рубежом. Навыки качественного изложения мыслей на бумаге не менее важны, и студенты повсеместно сталкиваются с письменными работами. В отличие от любимого нами принципа «чем больше, тем лучше», преподаватели в иностранных вузах хотят получить от своего ученика четкую, структурированную, логически связанную работу, при этом в подавляющем большинстве случаев – в пределах заранее указанного количества слов, будь то эссе, курсовая или дипломная работа.

Не стоит обманываться, что подобные «сочинения» грозят только гуманитариям. Будущих физиков и химиков тоже постоянно озадачивают написанием полноценных эссе, техническая или естественнонаучная направленность обучения не подразумевает снижения требований к качеству, в том числе грамматической и стилистической правильности письма. Если вас это утешит, студентам нетехнических специальностей тоже приходится выполнять вроде несвойственную им работу: чертить графики и решать уравнения. Все должны уметь делать все: и красиво писать, и правильно считать.

Домашка

Вечная головная боль студентов по всему миру – домашние задания. И в зарубежных вузах ее много, особенно в первые годы обучения. Даже домашние задания в иностранных учебных заведениях отличаются от наших: не просто за- крепить пройденный материал, но расширить его, исследовав что-то новое и зачастую добавив собственную точку зрения.

Обращаться за помощью к преподавателям не возбраняется, отводятся даже специальные часы для консультаций. Однако не стоит ждать, что вы зададите свой вопрос, а учитель четко ответит на него, разжевав материал и вложив его вам в голову. Скорее всего, профессор задаст множество вопросов и развернет с вами дискуссию с одной-единственной целью – чтобы ответ на свой вопрос вы нашли сами. Вся система обучения выстроена так, чтобы вы, во-первых, учились думать и работать самостоятельно, а во-вторых, правильно планировали свое время, что очень пригодится в вашей будущей профессиональной деятельности.

Неотъемлемый (и зачастую нелюбимый студентами) спутник всего процесса обучения и помощник в подготовке домашних заданий – дополнительная литература, причем в немалых объемах. Отмахнуться от нее, сославшись на слово «дополнительная», не получится: профессор в любой момент может задать по ней вопрос или связать факты из основных пособий с фактами из дополнительных. Но и плюсы, помимо очевидного – «дополнительные знания», у нее серьезные: из-за больших объемов и ограниченных сроков на прочтение студенты развивают навыки академического чтения, отделяя важное от второстепенного.

К чему все это?

Прагматичные иностранцы не бросают студентов, приехавших из-за рубежа, один на один с непривычной им парадигмой обучения: для них существуют специальные подготовительные курсы, где обучают не только языку, но и тем самым практическим навыкам, постоянное применение которых ожидается от вас в будущем. Помимо освоения основных предметов предполагаются и занятия внеурочной деятельностью. Все это преследует вполне практические цели: за рубежом давно поняли, что умение самостоятельно мыслить и добывать знания, налаживать контакты с людьми, управлять своим временем и не бояться публичных презентаций важнее, чем просто уложить набор фактов и цифр в голову молодому человеку. В современных реалиях с таким подходом трудно не согласиться.
Жизнь за рубежом
Made on
Tilda