Блог образовательного центра M&K

Образование: расходы или инвестиции?

Принимая решение о получении высшего образования, большинство родителей не останавливаются перед предстоящими значительными затратами, что традиционно для нашей страны. Принято считать, что получение высшего образования – это гарантия успешности детей, получения престижной работы и уважения в обществе, возможности построения карьеры и все исходящие из этого привилегии и статусы. Сложилось мнение, что затраты на обучение детей окупаются полученными специальными знаниями, дипломом, высокой востребованностью на рынке труда и соответствующей заработной платой.

Но сколько лет нужно работать, чтобы эти затраты окупились и образование стало приносить дополнительный доход специалистам «с дипломом» по сравнению с теми, кто не поступал в вуз, а начал работать сразу же после школы? Многие исследователи задавались целью ответить на этот вопрос, проводя исследования как на местном, так и на зарубежном рынке труда. Мы постараемся ответить на этот вопрос, используя реальные истории.

С калькулятором в руках


После окончания школы Антон поступил в престижный университет в Нидерландах, у него был отличный английский, и он смог получить грант (скидку) в размере 25% на обучение. Стоимость обучения составила 10 000 евро в год, однако даже без учета гранта в большинстве университетов Нидерландов стоимость обучения не превышает 12 000 евро, кроме первого года международного бакалавриата, стоимость которого 14 000. Проживание составило 4200 в год, ежемесячные расходы на питание, транспорт и другие необходимые вещи – около 300 евро (3600 в год). Таким образом, за четыре года было потрачено 75 200 евро. На втором курсе студент проходил стажировку в одной из компаний и был приглашен на работу после окончания университета на заработную плату 1670 евро.

При сохранении этих условий расходы на обучение окупятся к концу четвертого года, при росте заработной платы – гораздо быстрее. Этот расчет совпадает с примерными оценками специалистов, которые говорят о периоде от 3 до 5 лет, после которого полученное образование начинает приносить прибыль.

ФОРМУЛА №1: СРОК ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ НА ОБРАЗОВАНИЕ = ОТНОШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ К ЕЖЕГОДНО ПОЛУЧАЕМЫМ ДОХОДАМ 
В первом случае рассмотрим вариант, когда выпускник университета ежегодно получает стабильный одинаковый доход. Такая ситуация возможна, когда человек только вышел на рынок труда и еще не имеет профессионального опыта, который позволил бы ему подниматься по карьерной лестнице и получать более высокую зарплату. При этом нужно учесть, что именно полученное образование является «входным билетом» в мир карьеры и успеха и влияет на размер начального дохода. Соискателю без диплома предложили бы зарплату на 30–50% ниже.

ФОРМУЛА №2: РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ = ОТНОШЕНИЕ ЕЖЕГОДНОГО ПРИРОСТА ЗАРПЛАТЫ К ИНВЕСТИЦИЯМ
Немного усложним расчет, предположив, что в нашем примере Антону гарантирован ежегодный рост заработной платы в размере 10% начиная со второго года, и в таком случае срок окупаемости сокращается более чем на полгода. Повышение может быть обосновано бонусами от продаж, высокой результативностью, особенно если говорить об IT-компаниях.

Сколько нужно вложить средств в свое образование? Предлагаем простую формулу для принятия решения: чем выше процент прогнозируемого роста заработной платы в год после получения диплома (сертификата), тем быстрее окупятся вложения. Например, если ежегодный рост заработной платы покрывает лишь 10 % от вложенных средств, то срок окупаемости составляет 10 лет, при 30 % – соответственно три года, при 50 % – два года и так далее. Советуем внимательно изучать тенденции изменения рынка труда, когда новые профессии появляются, а старые исчезают быстрее, чем студент успевает окончить вуз.

Альтернативные источники


В последнее десятилетие установилось понимание концепции «образование в течение всей жизни», создающей гарантии востребованности на рынке и повышения конкурентоспособности. Повышение квалификации, переобучение, развитие профессиональных навыков – все это стоит больших денег. Программы магистратуры и МВА, программы повышения квалификации, профессиональная сертификация – это дорогостоящее обучение, особенно от провайдеров, которые создали качественные бренды. Для программ МВА период окупаемости значительно короче, для исследовательских программ магистратуры – намного дольше.Но где взять деньги на оплату обучения? Если нет накоплений, то используются кредиты, при этом, по данным Национального центра статистики в образовании США, средний размер долга к моменту окончания университета составляет $22 000. В Казахстане также распространено кредитование на образовательные цели, при этом вознаграждение банку по кредиту составляет до 24 % годовых, что ведет к значительному удорожанию обучения и снижению сроков окупаемости инвестиций в образование. В расчете не принят во внимание тот факт, что во время учебы студент мог бы работать, поэтому существует упущенная выгода в виде неполученных заработков. Однако мы строим расчет на осязаемых цифрах, а не на альтернативных доходах и издержках, которые могли бы возникнуть или нет. В целом указанная финансовая модель достаточно проста, но существуют и другие.
Например, в некоторых учебных заведениях вовсе не берут плату за обучение, и это не гранты, не стипендиальные программы и не кредиты. Речь идет о Purdue University, когда выпускник платит после окончания. Выпускник отчисляет процент от своего дохода в течение определенного периода, если устроится на работу. Процент находится в пределах 5–15 % от заработка, размер устанавливается попечительским советом университета.

Современный тренд технологизации образования, в том числе развития цифровых технологий, выражается в росте мирового рынка онлайн-образования, призванного оптимизировать расходы на обучение. Специалисты прогнозируют ежегодный рост рынка на 17 % в ближайшие три-пять лет, и за этими цифрами стоит колоссальное число потребителей образовательных услуг. Другим источником снижения затрат на образование является создание совместных обучающих платформ, развитие экономики шеринга в образовании.
2020-03-30 16:38 Высшее образование