Блог образовательного центра M&K

Куда приводят космические мечты




Жалын Кабыкен из Казахстана сейчас учится в старших классах американской школы. Он уже прошел стажировку в NASA и MIT. Какие шаги он предпринимал, чтобы попасть в эти организации, читайте в нашей статье.


Красная команда


Еще не перевелись ребята, грезящие о космосе, и Жалын один из них. Учившийся в алматинских школах «Келешек» и РФМШ, признанных лидерах в преподавании физики и математики, Жалын с раннего детства увлекался космосом и к старшей школе занялся поисками международных программ стажировок для школьников на космическую тематику. Долгое время поиски не приводили к успеху, ведь, как он выяснил, гиганты исследования внеземного пространства вроде NASA и SpaceX не берут к себе на стажировки иностранных студентов. К счастью, это оказалось не совсем верно. Примерно в это же время друг Жалына стал одним из первых казахстанских ребят, прошедших в космическую программу NASA для международных студентов под названием United Space School. Вдохновившись примером друга, Жалын в 11-м классе подал заявление на участие. Чтобы попасть в программу, Жалыну понадобилось пройти трехэтапный отбор. На первом этапе он подал заявление и приложил к нему эссе, где описал себя, свой интерес к космосу в общем и к этой программе в частности, а также ответил на вопросы, которые звучали примерно так: «Три причины для освоения Марса человечеством» и «Пять вопросов, которые необходимо продумать перед полетом», плюс школьные оценки и два рекомендательных письма. Две недели спустя Жалын узнал, что успешно прошел на следующий этап отбора – собеседование через Skype. 

Это собеседование отличалось от тех, которые ему уже приходилось проходить в процессе поступления в иностранные вузы. Вместо привычных вопросов о себе, своей школе, увлечениях и подобном Жалыну стали задавать вопросы о самой миссии и применяемых для осуществления полета технологиях. «Интервью со стороны организаторов проводили пять или шесть человек, что заставило меня серьезно поволноваться. Но я все равно говорил и старался уверенно отвечать на вопросы, многие из которых в той или иной мере я уже расписывал в своем эссе. В конце я подумал, что завалил интервью», – вспоминает Жалын. Однако его опасения оказались напрасны, и еще через пару недель юношу пригласили в третий тур – решение разного рода задач, как физических и математических, так и на проверку его неакадемических навыков. По впечатлениям Жалына, это был не столько отбор, сколько подготовительный этап непосредственно к участию в программе.

В рамках двухнедельной программы участников разделили на пять команд, и каждая команда отвечала за свой аспект теоретической миссии на Марс. Жалын стремился попасть (и успешно попал) в красную команду, занимавшуюся транзитом исследователей с Земли на Марс. В ходе первой недели ребята все вместе обсуждали идеи относительно миссии, на второй работали только в командах и прорабатывали каждый свою часть. Жалын вызвался спроектировать систему жизнеобеспечения на корабле, тогда как другие члены его команды решали вопросы топлива, материалов, очистки воды и т. п. Две недели в NASA прошли очень насыщенно. «На выходных мы ездили в Космический центр Джонсона в Хьюстоне, – говорит Жалын. – Встречались с астронавтами, в том числе с побывавшей на МКС и суммарно проведшей в космосе около года астронавтом NASA Сунитой Уильямс, которая сейчас является тестовым пилотом в новом совместном проекте SpaceX и Boeing. Директор Космического центра Джонсона провел тур по центру и рассказал множество историй – о миссиях «Аполлон», о Ниле Армстронге и других астронавтах. Это было очень интересно».

Работа над проектом во время стажировки в NASA занимала около пяти часов в день, а по- сле обеда к участникам программы приходили ученые, разрабаты- вавшие настоящее космические полеты, геологи, инженеры и другие эксперты, которые делились опы- том и читали лекции. Итоговый проект оцени- вали и комментировали представители Центра Джонсона и руковод- ство программы. «Это был потрясающий опыт», – вспоминает Жалын Кабыкен.


Американский подход


Параллельно с попытками попасть в программу NASA юноша подавал документы в университеты США. Изначально он метил в MIT, Стэнфорд и вузы подобного им уровня, но увидел, что его результаты пробных тестов оставляли желать луч- шего. Расстроившись, решил поступать не в топовые, а в менее известные учебные заведения. Несколько вузов его приняли, в том числе Вустерский политехнический институт, а один университет даже предложил стипендию. Однако Жалын был не до конца уверен, что хочет связать свою жизнь с космосом, да и уезжать в далекую страну было страшновато. На вопрос, почему именно вузы США, Жалын отвечает: «Моя семья всегда уважала американское образование». И Жалын, ныне ученик 12-го класса школы Кент в Коннектикуте, не разочаровался в американской системе образования: «Чем мне нравится образование в США, так это тем, что американские учебные заведения фокусируются не только на твоих знаниях и навыках, а еще и на том, кто ты как личность». Еще одна особенность американского образования: там оценивают не только академическую успеваемость абитуриента и его достижения на научном поприще, но и уделяют большое внимание внеклассной деятельности. «Даже если у тебя очень высокие результаты тестов, – говорит он, – ты выигрывал олимпиады, но ничего не делал за пределами учебы, это может иметь негативное влияние на поступление». Внеклассных занятий у Жалына было немало: в 11-м классе РФМШ он с друзьями основал благотворительный и инженерный клубы. 
Одновременно с поступлением в вузы Жалын подавал документы и в общеобразовательные школы США, полагая, что влиться в американскую систему может быть легче в рядах школьников. Окончив РФМШ, он поступил в 11-й класс (в США 12-летнее школьное образование) частной школы Кент в штате Коннектикут и сей- час учится в 12-м классе. 

Юноша смог улучшить результаты тестов SAT и TOEFL, так что MIT и Стэнфордский университет снова в списке желаемых и реальных для поступления. «Я всегда хотел заниматься технологиями. Сейчас я очень хочу поступить в университет Карнеги-Меллон, где хотел бы изучать программирование. Это один из лучших в мире университетов по подготовке специалистов в области компьютерных технологий наряду с MIT и Стэнфордом», – отмечает собеседник. 

Стартап для аллергиков



Любовь к программированию появилась у Жалына давно. Еще казахстанским школьником он участвовал в хакатонах, на одном из которых занял третье место в составе команды разработчиков прототипа приложения о достопримечательностях Казахстана с применением технологий виртуальной реальности. Уже вернувшись из NASA и погрузившись в учебу в Коннектикуте, Жалын узнал о программе под названием LaunchX от MIT, своего рода стартап-инкубаторе для школьников, стремящихся узнать, что такое стартап и как его создавать. Пройдя два отборочных этапа, Жалын отправился в Бостон. «Эта программа поразила меня составом участников, там была просто необыкновенная молодежь, – вспоминает он. – У некоторых школьников за плечами было уже несколько запущенных приложений, свои стартапы. Они уже зарабатывали деньги. Один даже написал книгу!» 

Четыре недели ребята слушали лекции о том, как создавать и развивать стартап, общались с экспертами и инвесторами, познавали основы бизнеса, и, конечно, начали разрабатывать свои идеи. «Идей у нас было много: сервис по ежемесячной доставке зубных щеток, детский браслет для незамедлительного оповещения доверенных лиц, что ребенок в опасности или ему плохо, – перечисляет Жалын. – Но эти идеи мы отбросили и остановились на создании приложения, которое будет помогать людям искать свои аллергены в составе продуктов, ведь зачастую ингредиенты написаны мелким шрифтом или человек может про- пустить его и из-за этого пострадать». 

Вначале ребята предполагали сканировать штрихкод товара, из которого и добывалась бы информация об аллергенах, однако в ходе разработки выяснилось, что информация о составе продукта в штрихкоде отсутствует. Подобные приложения для аллергиков уже существовали, однако для их работы необходима огромная база данных аллергенов, собирать которую у ребят не было ни времени, ни ресурсов. В процессе работы дизайнеру из их команды пришла идея добавить функцию рас- познавания текста, что и стало «фишкой» создаваемого ими приложения. Алгоритм сложился простой: пользователь самостоятельно сохраняет в приложении свои аллергены, затем сканирует состав продукта – и вуаля! Приложение сообщит, есть ли в выбранном товаре ингредиенты, нежелательные для употребления вами. Работа над стартапом потребовала от Жалына, отвечавшего за программную часть проекта, как задействовать уже имевшиеся навыки, так и освоить новые. Когда AllerScan был готов, команда презентовала разработку в MIT, где им предложил поддержку в будущем один из инвесторов программы. Сейчас работа над приложением временно приостановлена, потому что ребята будут готовиться к поступлению в университеты. Тем не менее команда планирует в дальнейшем развивать свой стартап.

СОВЕТ
«Раньше основным стимулом всех моих действий была цель поступить в топовые университеты. Было время, когда я учился ради оценок или одобрения окружающих, хотел попасть в Гарвард и MIT только потому, что это лучшие университеты. Но это был юношеский максимализм. Теперь я понимаю, что поступать в лучший университет только потому, что он крутой, не нужно. Нужно идти за своей мечтой, а не зацикливаться на престижности университетов, и нужно помнить, что нет ничего невозможного».
Высшее образование Выбор профессии Среднее образование
Made on
Tilda