Блог образовательного центра M&K

Критическое мышление как учебный предмет

В большом количестве зарубежных вузов, в частности, британских, американских, канадских, с 1970-х годов изучается предмет, которого никогда не было на постсоветском пространстве — ни в Казахстане, ни в России, ни в других бывших союзных республиках. Этот предмет называется "критическое мышление".

Определение "критического мышления" можно посмотреть в словаре — это "анализ фактов, аргументов, наблюдений для того, чтобы вынести своё собственное мнение". Однако определение — это не предмет, и для успешной учёбы в зарубежном вузе необходимо хорошо подготовиться по этой теме именно как по предмету и совокупности навыков.

Примечательно, что предмет этот очень жизненный и нужен не только для того, чтобы впоследствии получить желанный документ о престижном образовании. Умение выносить суждения с помощью анализа данных, умение отличать сомнительную информацию от достоверной, понимание причин происходящего и осознание последствий — всё это необходимая часть достойного настоящего и будущего любого человека, касается оно образования или нет.

Представьте, что вы были бы способны посмотреть на информацию и вынести своё мнение, а не то, к которому вас хотят подвести. Представьте, что вас пытаются ввести в заблуждение, а вы видите существующую картину как она есть. А представьте, что эти навыки были бы у целого поколения! Представьте, скольких общественных потрясений и негативных тенденций мы могли бы избежать.

Это — главная причина, по которой вам нужно хорошенько разобраться в предмете. Этот навык уже въелся в разум иностранных студентов, поскольку их учат критическому мышлению ещё со школы, и без такого навыка влиться в атмосферу обучения и получать необходимые знания будет очень сложно.

Это не пустые слова. Во время международных исследований, которые проводились несколько лет, было выявлено, что школьники некоторых стран, например, России и Литвы, показывали постоянно более низкие результаты тестов PISA (практические знания и умения), чем школьники, например, Сингапура, Японии или Финляндии. Если сказать другими словами, этот показатель меньше у тех учеников, что склонны просто списывать с доски, заучивать материал наизусть ради оценки, а выше — у тех, кто старается использовать полученные знания в жизни.

Кстати, работодатели оценивают этот фактор, когда подбирают себе молодых специалистов, ещё учащихся в стенах вуза. Опросы тех же российских работодателей прямо говорят о том, что ученикам "классической" школы не хватает умения справляться с нестандартными задачами на рабочем месте.

Иными словами, им не хватает критического мышления. И, к сожалению, система обучения, спровоцировавшая отсутствие такого навыка, существовала и пока существует на всём постсоветском пространстве.

По оценке экспертов Всемирного экономического форума, критическое мышление — один из пяти главных навыков будущего. Без него даже компетентный сотрудник может неверно интерпретировать информацию и принять неверное решение.

Как видите, здесь проблема отсутствия навыков критического мышления имеет уже прямое отношение к будущему рабочему месту абитуриента и серьёзно уменьшает его шансы на получение желаемой должности.

И зарубежные, и местные компании уже некоторое время рассматривают кандидатов на должности с точки зрения так называемых soft skills. Soft skills — это навыки непрофессионального плана, которые помогают человеку достичь успеха в работе. Так вот, ещё в 1918 году Гарвардский и Стэнфордский университеты провели исследование, которое показало: лишь на 15% успех зависит от профессиональной компетентности (hard skills). 85% успеха человека — soft skills. А что входит в эти "мягкие навыки"? Межличностное общение, знание языков, умение работать в команде, эмпатия, креативность и то самое критическое мышление. В 2017 году компания Google провела собственное исследование и подтвердила, что самые успешные сотрудники обладали развитым критическим мышлением.

И, наконец, в Кембриджском университете провели такое исследование: были отобраны две группы учащихся, одна из которых прошла предварительно курс по критическому мышлению, а другая — нет. Безо всяких комментариев представим вам таблицу среднего балла успеваемости по различным предметам у студентов из этих двух групп:


Поэтому тщательно подготавливайтесь по предмету критического мышления, чтобы учиться за рубежом на равных со студентами из Америки и Европы и преуспевать после этого на избранной вами жизненной дороге.

Рекомендуемая литература по критическому мышлению:
  • Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки
Автор: Роберт Сапольски

  • Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй своё мнение
Автор: Том Чатфилд

  • Мир, полный демонов: наука – как свеча во тьме
Автор: Карл Саган

  • Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды
Автор: Дэниел Левитин

  • Думай медленно... Решай быстро
Автор: Даниэль Канеман

  • Как лгать при помощи статистики
Автор: Дарелл Хафф

  • Не верю! Как увидеть правду в море дезинформации
Автор: Джон Грант

  • 0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия
Автор: Пётр Талантов
Жизнь за рубежом Высшее образование
Made on
Tilda