Получить степень Master of Business Administration можно почти на любом континенте планеты. Если же раньше MBA ассоциировалась исключительно с американскими или европейскими вузами, то сегодня и австралийские, и азиатские школы способны составить им достойную конкуренцию. Предлагаем вместе выяснить, какие существуют особенности получения MBA в разных точках мира.
Америка
Соединенные Штаты Америки – родина MBA. Именно там в начале прошлого века, в период стремительной индустриализации, компании осознали необходимость научного подхода к управлению бизнесом. Неудивительно, что США до сих пор остаются признанным авторитетом на этом поприще.
Согласно ежегодному рейтингу лучших бизнес-школ мира Global MBA Ranking, подготавливаемому Quacquarelli Symonds, первые три места в рейтинге 2019 года принадлежат именно американским школам: школе бизнеса при Стэнфордском университете, Калифорния, Гарвардской школе бизнеса, Бостон, и школе Уортона, Университет Пенсильвании, Филадельфия. Наибольшее число программ MBA опять-таки приходится на долю Соединенных Штатов.
Американские программы в среднем рассчитаны на два года, в течение которых студентам предстоит изучить порядка 10–12 основных предметов, определенное количество предметов по выбору, а также пройти стажировку в одной из крупных компаний, являющихся партнером того или иного вуза.
Большинство слушателей курсов MBA в американских учебных заведениях – американцы, иностранные студенты составляют в среднем 30 % от общего числа обучающихся, при этом большинство из них – жители близлежащих Мексики и Канады. Документы для поступления принимаются в первой половине года, не позже конца апреля, при этом иностранным студентам желательно подавать документы еще раньше, если они намерены искать какой-то финансовой поддержки от университета или его спонсоров.
Одной из характерных черт американских вузов является повсеместный дух партнерства и поддержки. К примеру, вполне реально получить образовательный кредит либо стипендию даже иностранцам, благо вариантов образовательных займов и стипендий много: уже состоявшиеся предприниматели, понимая всю важность бизнес-образования, с готовностью спонсируют образование своих будущих коллег и партнеров. Обилие проводимых встреч и конференций с участием известных бизнесменов, политических деятелей и ученых также свидетельствует о готовности старших товарищей делиться опытом и знаниями с поколением молодых руководителей.
Европа
Европейская модель MBA во многом отличается от модели ее заокеанского соседа. К примеру, срок обучения в большинстве вузов существенно короче – один год вместо двух. Однако это не означает, что европейские программы менее содержательны: просто так называемый семестр короче – восемь недель в Европе вместо 14 недель в США. Подобные программы обычно не включают в себя стажировки, практикуемой в двухгодичной программе, что лишает студентов ценного практического опыта, который можно получить в крупных компаниях. Да и сроки подачи документов в Европе более гибкие: зачастую документы принимают до середины лета.
Европейские бизнес-школы также высоко котируются в образователь- ной и деловой среде. В уже упомянутом рейтинге Global MBA Ranking за 2019 год в первой десятке отметились несколько европейских образовательных учреждений: Лондонская бизнес-школа на четвертом месте, INSEAD (Франция) – на шестом, HEC Paris (Франция) – на седьмом и IE BusinessSchool (Испания) – на восьмом.
Средний возраст слушателей программ MBA в Европе составляет около 30 лет. Европейские школы большое внимание уделяют наличию реального опыта у своих абитуриентов, продолжая фокусироваться на практических заданиях и реальных проектах и в процессе обучения.
Спрос на обладателей степени MBA в Европе выше, чем в США, из-за меньшего количества выпускников.
В отличие от США подавляющее число обучающихся в европейских школах бизнеса – иностранцы (их доля может доходить до 90%), да и профессорско-преподавательский состав обычно отличается интернациональностью. Это дает студентам возможность получать опыт самого разного рода и происхождения, что, без сомнения, будет полезно при работе в транснациональных корпорациях. Кстати, при получении степени в Европе многие студен- ты волей-неволей осваивают еще один иностранный язык (помимо английского).
Азия
Экономический рост азиатских стран побуждает учебные заведения адаптироваться к новым требованиям, в том числе развивая программы MBA для подготовки управленческих кадров для местных компаний. Помимо этого, крупные мировые компании часто открывают в Азии подразделения, размещают там свое производство. Для успешного ведения бизнеса важно знание как местного рынка, так и общемировых практик управления. Поэтому сотрудники, имеющие и опыт работы с региональными рынками, и бизнес-образование международно- го класса, ценятся очень высоко.
В мировых рейтингах образовательных учреждений, предлагающих получение степени MBA, вузы Индии и Китая занимают позиции в топ-30, а сингапурские школы бизнеса были замечены и в первой десятке. Лидеры делового образования в Азии – это Индийская школа бизнеса и Индийский институт менеджмента, сингапурские INSEAD, школа бизнеса при Национальном университете Сингапура и бизнес-школа Наньян, китайские Гонконгский университет и Пекинский университет. Учитывая густонаселенность Азии, в учебных заведениях разворачивается серьезная борьба за вакантные места: к примеру, в индийских бизнес-школах конкурс может составлять 20 и более человек на одно место.
В азиатских школах делового образования развито направление международного сотрудничества как с ведущими вузами мира, так и с крупными международными компаниями, многие из которых имеют свои представительства в регионе. Это дает студентам возможность получать знания и опыт, соответствующие последним тенденциям мирового предпринимательства.
Австралия
Таинственная обитель кенгуру и коал не отстает от мировых трендов. Множество учебных заведений Австралии предлагает кандидатам, соответствующим определенным критериям (свободное владение английским языком, подтвержденное успешно сданными тестами TOEFL или IELTS, с опытом работы на руководящей должности не менее двух лет), получить заветную степень. За редким исключением для поступления требуется сдавать GMAT (Graduate Management Admission Test) – стандартизованный тест для определения способности успешно обучаться в бизнес-школах), при этом планка успешной сдачи достаточно высока: 620–640 баллов.
Австралийские бизнес-школы практикуют как полноценные двухгодичные, так и 12- и 18-месячные программы. В отличие от Соединенных Штатов, где численность обучающихся в одном классе может достигать нескольких сотен, а то и тысячи человек, количество мест в австралийских школах ограничено – в среднем 110–180.
Подать документы, как и начать обучение, в большинстве университетов можно несколько раз в год. Австралия также предлагает своим будущим студентам довольно широкий выбор специализаций, при этом (что естественно) чем выше котируется учебное заведение, тем более обширное поле для выбора есть у обучающихся.
Австралийские вузы идут в ногу со своими иностранными коллегами: университеты предлагают как full-time-программы, так и part-time и distance MBA, причем первая программа дистанционного получения степени магистра делового администрирования была запущена в стране еще в 1997 году.
Удаленность учебных заведений Австралии от признанных центров мирового образования, таких как США и Европа, не мешает им активно сотрудничать с ведущими школами бизнеса планеты, обмениваясь опытом и методическими разработками, что позволяет австралийским студентам приобщаться к мировому опыту делового образования.
Россия
Наш северный сосед тоже старается не упускать из виду подготовку квалифицированных управленцев разного уровня.
Большинство образовательных учреждений предлагает вечернюю форму обучения, означающую, что обучающемуся не придется прекращать свою трудовую деятельность. Практикуются и так называемые очно-заочные (модульные) формы обучения, когда основной материал изучается студентом самостоятельно, но периодически ему необходимо наведываться в школу для встреч с преподавателями и сдачи экзаменов. На рассвете бизнес-образования в России предпочтение отдавалось краткосрочным программам, но сейчас их можно встретить редко, в почете программы продолжительностью один или два года.
Если, по статистике, зарплаты обладателей степени MBA от американских вузов самые высокие и стоят на первом месте, а за ними следуют выпускники европейских программ, то зарплаты прослушавших российские программы на порядок ниже. Вместе с тем на фоне остальных граждан страны уровень доходов обладателей степени MBA заметно выше.
Одним из минусов получения MBA в России является то, что преподаватели в большинстве своем не имеют опыта реального предпринимательства. Однако вузы организовывают встречи с выдающимися бизнесменами, учеными и общественными деятелями, да и все содержание обучения все больше фокусируется на практической стороне ведения бизнеса, для чего разрабатываются новые курсы и расширяется список предметов по выбору. Отметим, что преподавание в российских бизнес-школах ориентировано на российский рынок и особенности ведения бизнеса в России.
При выборе российской бизнес-школы стоит руководствоваться не только квалификацией и опытом профессорско-преподавательского состава, репутацией учебного заведения, связью с зарекомендовавшими себя университетами страны, но и сотрудничеством вуза с зарубежными преподавателями и организациями образования. Некоторые вузы выдают дипломы западного образца, но для этого они должны быть аккредитованы западными университетами, при этом обязательным требованием является преподавание на английском языке.
Global MBA
Притом что получение степени MBA сегодня предлагают учебные заведения по всему миру, существует программа, нацеленная на менеджеров, собирающихся трудиться в крупных международных компаниях, для которых важно понимание принципов функционирования бизнеса в разных уголках планеты.
В первую очередь в подобных программах серьезный упор сделан на изучение макроэкономики, чтобы будущие управленцы глубже понимали, как работает бизнес в мировом масштабе и какие процессы важны для успешного ведения деятельности компанией в разных странах и на разных континентах. Для поддержания глобальной направленности стажировки обычно проходят в транснациональных компаниях.
Во-вторых, обычной практикой является начало обучения в одной стране, продолжение в другой и окончание в третьей. Это означает, что выбранное учебное заведение должно располагать филиалами в нескольких странах, что позволит студентам познакомиться с деловым миром разных уголков планеты.
Для того чтобы обеспечить студентов ключевым компонентом программы – глобальностью, учебному заведению потребуются значительные ресурсы, поэтому программы Global MBA зачастую предлагают крупные школы бизнеса вроде бизнес-школы при Стэнфордском университете, где разработана специальная программа Global Management Program of Stanford Graduate School of Business, в рамках которой лекции проходят в разных странах и ведутся преподавателями из разных университетов мира. Интересно, что при всей необычности Global MBA попасть в ряды ее слушателей порой легче, чем на классические программы.
Лишним было бы говорить, что счастливые обладатели степени MBA от лучших учебных заведений планеты пользуются большим спросом в мировом масштабе. Учитывая, что программа Global MBA предлагается обычно самыми признанными школами бизнеса, ее выпускники находятся в первых рядах сотрудников, за которыми охотятся крупные международные корпорации.